HashFlare

Рим — столица Итальянской Республики, государства на юге Европы, в бассейне Средиземного моря.

По преданию, Рим был основан 21 апреля 753 г. В музее на Капитолии хранится знаменитая «Капитолийская волчица», бронзовая скульптура VI в. до н. э. этрусской работы, которая многие столетия служит эмблемой Рима. Легенда повествует, что близнецов Ромула и Рема, сыновей бога Марса и весталки Реи Сильвии, было приказано утопить в Тибре, Но речная волна выбросила корзину с детьми на берег. Прибежавшая на крик детей волчица вскормила их. Когда же братья выросли, они основали город. При закладке городских стен между ними вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Ромул дал городу свое имя и стал первым римским царем.

Рим — один из древнейших городов мира. «В шестой раз въезжаю в Вечный город, и все же душа моя глубоко взволнована» — так писал Стендаль в своих знаменитых «Прогулках по Риму». На протяжении веков Рим был столицей могущественного рабовладельческого государства и одним из важнейших центров античной цивилизации. Древний Рим лежал на семи холмах, наиболее известные из которых Палатин и Капитолий. У подножия Палатинского холма лежит главная площадь древнего города, Форум. С другой стороны, замыкая Форум, возвышается Капитолий.

Ансамбль площади Капитолия, созданный в XVI в. Микеланджело, великим скульптором, художником и зодчим эпохи Возрождения, по сей день принадлежит к числу наиболее замечательных архитектурных ансамблей Рима. В античную эпоху здесь стояли крепость и храм Юпитера Капитолийского, покровителя Римского государства; позднее — здание муниципалитета.

На Капитолий ведет широкая беломраморная лестница, завершающаяся балюстрадой, украшенной двумя колоссальными античными статуями Диоскуров, мифологических героев-близнецов, укротителей коней. В центре площади возвышается античная статуя Марка Аврелия (II в. н. э.), отлитая из бронзы. Простирая руку, император как бы обращается к стоящим перед ним легионам.

Площадь обрамляют три здания: Капитолийский музей, Палаццо деи Консерватори, Палаццо деи Сенатори. Во Дворце сенаторов помещается муниципалитет Рима. В Капитолийском музее хранится одно из богатейших в мире собраний памятников античного искусства, в составе которого такие шедевры, как «Венера Капитолийская», «Отдыхающий сатир», «Умирающий галл», коллекция римских портретов. В Палаццо деи Консерватори также размещается музей. В его залах и памятники античного искусства («Капитолийская волчица», «Мальчик, вынимающий занозу» и т. д.), и картинная галерея.

Форумом называлась городская площадь — центр общественно-политической жизни Древнего Рима. Он был застроен храмами, украшен памятниками, арками, колоннами, статуями. Здесь с речами выступали Цицерон и Цезарь. На Форуме находились и торговые ряды, где наравне с другими товарами продавались рабы. Цепочка императорских форумов Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна заканчивается широкой улицей, ведущей на площадь Колизея.

Строительство Колизея, или амфитеатра Флавиев, было начато при императоре Веспасиане Флавии в 75 г. н. э. и закончено в правление его сына Тита Флавия в 80 г. Свое название он получил от латинского слова «колосс» — «огромный» за свои исключительные размеры. Колизей — овальное в плане сооружение, длина его продольной оси достигает 188, а высота 50 м. Он вмещал 50 000 тыс. человек. Массы людей заполняли его трибуны во время гимнастических состязаний, гладиаторских боев или травли христиан хищными животными.

Почти две тысячи лет стоит Колизей в центре Рима. Он сохранялся в неприкосновенности до VI столетия, пока не началось его разрушение захватившими Рим варварами. Колизей был чем-то вроде общественных каменоломен. Отсюда, как из карьера, брали травертин для сооружения новых построек. И все же не удалось разобрать и половины сооружения. С начала XIX в. предпринимаются меры для сохранения того, что осталось от Колизея.

За Палатинским холмом, неподалеку от древних стен, находился архитектурный ансамбль терм (бань) Каракаллы. Они играли большую роль в жизни римлян времен империи. Термы, открытые императором Каракаллой в 216 г., могли обслуживать одновременно около 1,5 тыс. посетителей. Это были своего рода клубы, состоявшие из целого комплекса построек, где образованные римляне после купания могли отдыхать, заниматься гимнастикой, беседовать. Термы Каракаллы считались самыми роскошными в Риме, ими пользовались до VI в., пока не были повреждены водопроводы при нашествии готов. Все здание было украшено многоцветным мрамором, мозаичными полами, в залах и парках были фонтаны и множество скульптур. Ныне Римский оперный театр в термах Каракаллы ставит на открытом воздухе оперные и балетные спектакли.

Площадь Венеции названа так по имени дворца, построенного в XV в. для послов Венецианской республики при дворе римских пап. На площади воздвигнут грандиозный памятник королю Виктору Эммануилу II. У подножия памятника находится могила Неизвестного солдата. От площади Венеции на север к Пьяцца дель Пополо протянулась на 1,5 км Корсо — центральная улица Рима. Корсо сверкает витринами магазинов, кафе, ресторанов.

Улица Рипетта от площади дель Пополо ведет к одной из красивейших площадей города — к продолговатой Пьяцца Навона с церковью Сант-Аньезе. Эта площадь всегда служила местом народных карнавалов, гуляний, скачек, ярмарок, увеселений. Главным украшением площади служат фонтаны, среди которых выделяется знаменитый фонтан «Четырех Рек» (1647—1652) с аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, построенный Д. Бернини. Вечером этот фонтан, как и другие фонтаны Рима, искусно подсвечивается.

В двух шагах от площади Навона расположен прекрасный памятник древнеримского зодчества — Пантеон. Пантеон — храм Всех Богов — был сооружен, как гласит надпись на архитраве, в 27 г. до н. э. римским полководцем Марком Агриппой. Надпись над дверью обещает отпущение грехов тем, кто приходит сюда молиться.

Пантеон стал музеем и усыпальницей известных деятелей Италии. Здесь похоронены король Виктор Эммануил II и его сын король Умберто I, первая королева Италии Маргарита. Слева от входа — могила Рафаэля, всемирно известного итальянского художника, умершего в 1520 г. в возрасте тридцати семи лет. На могиле надпись на латьши: «Здесь похоронен Рафаэль. Великая природа, мать всего сущего, при его жизни боялась быть побежденной, а после его смерти боялась умереть».

На Кампо ди Фьоре — площади Цветов 17 февраля 1600 г. был сожжен Джордано Бруно. На месте, где пылал костер, ему установлен памятник.

Привлекают внимание два хорошо сохранившихся античных памятника — прямоугольной формы храм Фортуны Вирилис и круглый храм Весты. По соседству с ними — Санта-Мария ин Космедин, одна из старейших церквей Рима, возведенная в VI в. н. э.

Улица (виа по-итальянски) Бабуино выводит на площадь Испании. Достопримечательностью этой площади с фонтаном в центре является грандиозная лестница в сто тридцать семь ступеней. На верху лестницы сооружена церковь Санта-Тринита деи Монти (Св. Троицы на горе).

Площадь Испании окружена сетью старинных улочек. По традиции здесь живут иностранцы — поэты, художники, композиторы. На Виа Систина жил Н. В. Гоголь. В 1841 г. в Риме он завершил работу над «Мертвыми душами». Гоголь был частым посетителем существующего и поныне кафе на улице Кондотти, которое в свое время посещали А. Иванов, Гете, Лист, Вагнер. Виа Систина ведет на маленькую площадь Барберини, на которой в старинном дворце помещается музей — Национальная римская галерея. В собрании музея работы Рафаэля, Тициана, Караваджо и других итальянских художников. Перед главным фасадом дворца на пьедестале возвышается коринфская колонна, увенчанная статуей св. Марии.

На запад от площади Барберини идет улица Тритоне, известная своими магазинами. В северо-восточном направлении — Виа Витторио Венето, наиболее фешенебельная улица итальянской столицы, а в южном — Виа Кваттро Фонтане. Она подводит к президентскому дворцу на Квиринале, выходит на Виа Национале, на которой расположены Оперный театр, Дворец выставок, дворец Банко Италико.

Виа Национале ведет на площадь, в глубине которой возвышается здание городского вокзала Термини. Это крупнейший вокзал Европы, сооруженный по последнему слову техники. У вокзала находятся остатки древней стены Сервия Туллия, станция метро и термы Диоклетиана — характерный для Рима пример соседства современности и седой старины. С 1899 г. в термах размещается римский Национальный музей, или Музей терм. В нем собраны предметы античного искусства, найденные в Риме. В этом музее находится одна из богатейших в мире коллекций древних скульптур.

В Риме более 400 фонтанов. Они красивы и чрезвычайно разнообразны. Фонтаны украшают площади, внутренние дворики великолепных дворцов и скромных домов. На Пьяцца Барберини — фонтан «Тритон», на Пьяцца Сан Бернардо — фонтан «Моисей», на Пьяцца Маттео — фонтан «Черепахи»; на Квиринале перед дворцом президента республики — фонтан с античными фигурами «Укротители коней».

Наиболее известен фонтан Треви (1732—1762). Попасть к нему можно с улицы Корсо, свернув на Виа дель Тритоне. Название фонтана происходит от слова «тривио», что означает «скрещение трех улиц». Фонтан расположен у южного фасада дворца герцогов Поли, давшего название площади — Поли. Одно время дворец принадлежал русской княгине 3. А. Волконской. Центральная скульптурная группа — Нептун на раковине, влекомой морскими конями, выступает из стенной ниши. У ее подножия — изваяния обитателей морского царства, рифы и скалы, с которых с шумом ниспадают каскады воды. Нет человека, который, приехав в Рим, не посетил бы фонтан Треви и не бросил бы монетку в его воду цвета аквамарина. По традиции, это должен сделать каждый, кто хочет побывать еще раз в Риме, поэтому на маленькой площади перед фонтаном всегда многолюдно и шумно.

На правом берегу Тибра, у моста св. Ангела (один из старейших мостов Рима, II в. н. э.) находится замечательный памятник— замок Святого Ангела— мавзолей императора Адриана (117— 133), служивший местом погребения императоров Италии. В мавзолее были захоронены римские императоры до Каракаллы включительно. Ныне замок превращен в Музей древнего оружия.

В этом районе находится суверенное государство, административный и идеологический центр римско-католической церкви и резиденция папы римского — Ватикан.

В Риме очень много церквей. В них находятся многочисленные шедевры живописи и скульптуры: «Моисей» Микеланджело в Сан-Пьетро ин Винколи, «Святая Тереза» Бернини в Санта-Мария делла Витториа, знаменитые полотна Караваджо в церквах Сан-Луиджи деи Франчези и Сайта-Мария дель Пополо.

Ценной коллекцией памятников искусства располагает галерея Боргезе. Она расположена в северной части города среди тенистого парка, в старинном дворце, принадлежавшем в XVII в. кардиналу Шипионе Боргезе. В настоящее время здесь государственный музей. В галерее представлено творчество скульптора Бернини («Давид», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», бюсты Павла V, Шипионе Боргезе и др.). Среди картин наиболее известны «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Положение во гроб» Рафаэля, «Небесная и земная любовь» Тициана, «Даная» Корреджо, «Мальчик с корзиной фруктов» Караваджо.

Роскошный сад виллы Боргезе соединяется с садом Пинчио, разбитым на высоком холме. На многочисленных аллеях парка стоят бюсты знаменитых людей Италии. С террасы Пинчио открывается панорама Рима. Рядом — вилла Медичи, известный музей Рима.

«Все дороги ведут в Рим» — эта пословица возникла в очень далекие времена, когда, как говорят, к Древнему Риму подходило 19 дорог. Многие из них существуют и по сей день, эксплуатируются и сохраняют античные названия — Виа Аврелиа, Виа Фламина, Виа Кассия и др. Одна из старейших дорог мира, «королева дорог», Виа Аппиа, сооружена в IV в. до н. э. римским государственным деятелем Аппием Клавдием. Свое начало она берет у терм Каракаллы. Когда-то Виа Аппиа бьша важной стратегической артерией: ее камни помнят шаги римских легионеров, отправлявшихся на завоевание южных областей Италии: в дни расправы римлян с пленными воинами Спартака по ее обочинам темнели кресты с телами распятых участников восстания. По обеим сторонам протянулись на многие километры захоронения знатных римлян. Только семьи патрициев обладали правом захоронения вдоль Аппиевой дороги. На Виа Аппиа, ближе к городу, возвышается известный в Риме памятник— массивная гробница Цецилии Метеллы — жены Красса, римского полководца, подавившего восстание Спартака в 71 г. н. э.

Параллельно Аппиевой дороге проложена комфортабельная магистраль Христофора Колумба. Она ведет от терм Каракаллы в римскую гавань Остию. Ее пересекают улицы Тихого и Атлантического океанов, Азии, Европы, Америки, Африки, Океании. На ней расположены разнообразные сооружения — Дворец конгрессов, Дворец науки, обелиск Маркони, театр, церковь, спортивные сооружения, искусственное озеро. Улица Христофора Колумба вливается в площадь Италии, на которой расположены музеи и выставочные залы.

Другой современный комплекс — спортивный городок Форум Италико (архитекторы Энрико дель Деббио и Луиджи Моретти) расположен в северо-западной части города. Стадион называется Мраморным, его украшают 60 фигур на парапете, исполненные из белого каррарского мрамора.

Восточнее города проходит отлично оборудованная скоростная автострада— Дорога Солнца протяженностью около 750 км. Начинаясь на севере у Милана, она пересекает вдоль почти весь Апеннинский полуостров по пути к Неаполю. Ответвления от Дороги Солнца приводят в Рим.

Новые районы Рима отличает относительно свободное, не в пример старой части города, расположение домов. В каждом из новых жилых комплексов предусмотрена сеть обслуживания: торговый центр, кафе, рестораны, почта, банк, кинотеатр, школы, детские ясли. Архитекторы обычно применяют свободную живописную планировку, когда дома сгруппированы в соответствии с рельефом. Фасады оживляются балконами и лоджиями, необходимыми в южных условиях элементами жилого дома. Живописность даже самым простым по архитектуре домам придают цветные жалюзи — обязательная принадлежность итальянских квартир. Интересны жилые комплексы Вини-Клара, расположенные на склоне холма в северной части города.

В Риме, как и в каждом крупном городе, много рекламы. Вечером на торговых улицах красиво оформленные витрины и фасады освещаются разноцветными огнями. Но самое большое внимание уделяется подсветке памятников архитектуры и многочисленных фонтанов. И лишь Ватикан погружен во тьму и кажется черным островом среди ярко светящегося города.

Интерес к культуре Рима традиционен. Посещение Рима вдохновило Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. И. Глинку, П. И. Чайковского, художника А. А. Иванова и других великих деятелей русской культуры на создание произведений, отражающих их впечатления от знакомства с Вечным городом. И все потому, что, по словам Н. В. Гоголя, «влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу и уже на всю жизнь».