Облачный сервис 1С

Белгра́д (Бео́град, серб. Београд, Beograd) — столица и самый крупный город Республики Сербия с населением 1,2 млн жителей. Был столицей Сербии с 1403 по 1428 год и с 1815 года, с 1918 по 2003 год был столицей Югославии, с 2003по 2006 год — Сербии и Черногории. Крупный экономический, промышленный и культурный центр Сербии. Город располагается в центральной части Сербии, у впадения реки Савы в Дунай. Площадь округа Город Белград составляет 3227 км2. К западу от города находится аэропорт Никола Тесла.

География

Место впадения Савы в Дунай

Белград расположен на двух реках, Саве и Дунае. Сава впадает в Дунай именно в Белграде. Город расположен на высоте 116,75 метров над уровнем моря. Исторический центр Белграда находится на берегу реки Савы.

Город находится одновременно и на Балканах, и в Центральной Европе, поскольку районы Нови-Београд и Земун географически расположены в Среме, и включаются в его территорию (эти два района одновременно являются частями Белграда). Часть района Палилула находится в Банате, но не включается в его территорию. Срем и Банат — это Центральная Европа, а всё, что южнее — Балканы. Фактически, граница Балканского полуострова и Центральной Европы проходит именно в Белграде.

История

Истоки города восходят к эпохе кельтов, которые (племя скордиски) основали на месте слияния рек Сава и Дунай поселение Сингидунум. В бурном прошлом Белград завоёвывало 40 армий, 38 раз он отстраивался заново. Древние стены города повидали кельтов и римлян, готов и франков, славян и турок.

Под своим сербским названием город впервые упоминается в IX веке. В IX—X вв. Белградом владели болгары, в XI—XII вв. он находился под властью Византии, а затем болгар, венгров, сербов. С 1427 года Белград — венгерская пограничная крепость, у стен которой в 1456 году войска венгерского полководца Яноша Хуньяди разбили армию осадившего город турецкого султана Мехмеда II. В 1521 году Белград был захвачен турками. Во время австро-турецких войн Белград трижды переходил в руки австрийцев (1688—1690, 1717—1739, 1789—1791). В 1806 году освобождённый от турецкого ига Белград стал столицей сербского княжества (с 1882 года — королевства).

В 1813—1830 гг. город находился под властью турок, которые до 1867 года удерживали за собой расположенную в центре города крепость. Во время Первой мировой войны Белград был дважды оккупирован австрийскими войсками (18 ноября — 2 декабря 1914; 26 сентября 1915 — 18 октября 1918). 1 декабря 1918 года Белград стал столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия) и центром Белградской области.

13 апреля 1941 года был захвачен нацистской Германией, 20 октября 1944 года освобождён советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В ноябре 1945 года Белград был провозглашён столицей ФНРЮ (с 1963 года — Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Город сильно пострадал во время натовских бомбардировок в 1999 году.

Белград в XVI веке

Административно-территориальное деление

Белград обладает статусом отдельной территориальной единицы в Сербии. Территория округа Белграда поделена на 17 общин, в каждой из которых имеются собственные органы местного самоуправления. Округ обладает площадью в 3.227 км² (Официальные данные государственной статистики Республики Сербия. 2007 год) и занимает 3,6% территории Сербии, где проживает 21% всего населения Сербии, не включая территорию Косова и Метохии (2002, перепись).

Список общин округа Белград

НазваниеПлощадь (км²)Население (1991)Население (2002)
Бараево 213 20.846 24.641
Вождовац 148 156.373 160.768
Врачар 3 67.438 58.386
Гроцка 289 65.735 75.466
Звездара 32 135.694 132.621
Земун 150 141.695 152.950
Лазаревац 384 57.848 58.511
Младеновац 339 54.517 52.490
Нови-Београд 41 218.633 217.773
Обреновац 411 67.654 70.975
Палилула 451 150.208 155.902
Раковица 31 96.300 99.000
Савски-Венац 14 45.961 42.505
Сопот 271 19.977 20.390
Стари-Град 5 68.552 55.543
Сурчин 288 34.463 38.695
Чукарица 156 150.257 168.508
Всего 3.227 1.552.151 1.576.124

Климат

Климат Белграда
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Средний максимум, °C4,35,612,918,323,426,729,128,923,718,012,05,317,4
Средняя температура, °C1,22,08,012,917,821,223,322,918,213,17,92,712,6
Средний минимум, °C−2,1−1,53,17,512,215,617,416,812,78,33,7−0,37,8
Норма осадков, мм353231463461464049403840491

Климат Белграда близок к средиземноморскому, с теплым летом и мягкой зимой. Средние температуры января и февраля — 0,6 °C и +3.1 °C, июля +21.8 °C. Среднегодовая температура составляет +12,1 °C. В Белграде в среднем около 31 дня в году с температурой свыше +30 °C, а 95 дней в году температура превышает +25 °C. Среднегодовое количество осадков — около 700 мм. Самые солнечные месяцы — июль и август, самые пасмурные — декабрь и январь.

Транспорт

Мост Газела; на заднем плане — Старый Савский мост, за ним — Бранков мост

В общем плане транспортная система Белграда, расположенного на берегах двух крупных рек — Дуная и Савы, и разделённого на три части, является неудовлетворительной. В Белграде имеется только одна скоростная автомагистраль направлением «Восток-Запад», проходящая по мосту Газела через реку Сава и соединяющая Нови-Београд со старой частью города. Имеющиеся другие автомобильные мосты через Саву — Бранков мост и Старый Савский мост имеют низкую пропускную способность. Кроме автомобильных мостов через Саву проложены два железнодорожных моста — Старый и Новый. В направлении «Север-Юг» ситуация ещё хуже — через Дунай перекинут только один Панчевский мост, по которому проходит автомобильный и железнодорожный транспорт.

Проблема нехватки мостов постепенно решается властями города и Сербии — построен новый автомобильный мост через Саву в районе Ады Циганлии и проектируется автомобильный мост через Дунай в районе Земуна.

Троллейбус на Студенческой площади Белграда

Общественный городской транспорт Белграда включает 112 автобусных, 12 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. Почти весь общественный городской транспорт принадлежит Городской транспортной компании «Београд» (серб. Градско саобраћајно предузеће «Београд», ГСП «Београд»). На единичных линиях имеются частные перевозчики. Связь с пригородными населёнными пунктами, а также частично междугородние перевозки осуществляет автокомпания «Ласта». Пригородные железнодорожные перевозки (Беовоз) осуществляет железнодорожная компания Железнице Србије.

Один из поездов Беовоза

Беовоз (Белградская пригородная железная дорога) включает шесть линий, которые соединяют пригороды с центром города. Белград был одним из последних крупнейших столичных европейских городов, который не имел метрополитена или другого скоростного внеуличного городского транспорта. Строительство Белградского метрополитена было начато, но не завершено, а сооружённые для него две подземные станции в центре города («Караджорджев парк» и «Вуков споменик») поначалу были включены в сеть пригородных электричек Беовоза. На базе этих станций и тоннелей к ним к 1 сентября 2010 года была создана отдельная от Беовоза система городского поезда BG:VOZ, которая в будущем может быть расширена до метрополитена.

От Белградской автобусной станции и железнодорожного вокзала Белграда отходят международные маршруты автобусов и поездов, которые связывают город со многими государствами Центральной и Восточной Европы.

В 18 км западнее Белграда, в Сурчине, расположен международный аэропорт Никола Тесла. В аэропорту находится представительства 18 иностранных авиакомпаний и нескольких компаний по прокату автомобилей. С центром города аэропорт связан городским автобусом (маршрут № 72, до станции «Зелени Венац») и регулярным автобусом авиакомпании Jat Airways (до площади Славия), которые отходят от аэропорта каждые полчаса.

Пристань на реке Сава

Белградский порт расположен на реках Дунай и Сава. Часть порта, расположенная на Дунае, предназначена для перевозки грузов, а порт на реке Сава принимает пассажирские и туристические суда.

Архитектура

Храм Святого Саввы

Крепость Калемегдан

Калемегдан ночью

В Белграде находятся Храм Святого Саввы (самая большая церковь на Балканах), Калемегдан с Белградской крепостью, памятники культуры и другие недвижимые культурные ценности, многочисленные археологические раскопы с образцами материальной культуры, свидетельствующими о развитой цивилизации и культуре на территории Белграда от праистории до сегодняшнего дня.

Долгий период турецкого владычества оставил после себя немало построек в Белграде. Однако турецкий период активно отторгался коллективным самосознанием сербов после создания в XIX веке независимого сербского государства. Это привело к тому, что османское наследие в первоначальный период создания независимого государства активно разрушалось. Поэтому главными историческими достопримечательностями сербской столицы можно назвать прежде всего постройки, которые были возведены после создания сербского государства. Эти постройки, естественно, не очень древние и, как правило, носят статусный характер. Четыре королевских дворца, оставшихся от династий Обреновичей и Карагеоргиевичей, правивших страной после обретения независимости от Османской империи, а также здание парламента-скупщины можно отнести к основным достопримечательностям Белграда. Из четырёх королевских дворцов два находятся в пригороде Белграда Дедине. Это дворцы «Королевский» (серб. «Краљевски двор», «Kraljevski dvor») и «Белый» (серб. «Бели двор», «Beli dvor»). Резиденция в Дедине была построена в период с 1922 по 1937 год. В постройке «Королевского дворца» активное участие принимал русский архитектор-эмигрант Николай Краснов, до революции в России работавший для российской царской семьи. Некоторые помещения «Дворца» архитектор оформил в стиле старинных кремлёвских палат в Москве.

«Дом цветов»

«Королевский дворец» ещё называют «Старым», так как он был построен раньше «Белого». Но в Белграде есть ещё один «Старый дворец» — это дворец династии Обреновичей, в котором ныне размещается мэрия Белграда. Ещё одним дворцом Белграда является т. н. «Новый дворец» (серб. «Нови двор», «Novi dvor»), в котором ныне расположена резиденция президента Сербии.

Важной достопримечательностью Белграда также является «Дом цветов» (серб. «Кућа цвећа», «Kuća cveća»), в котором похоронен лидер послевоенной Югославии Иосип Броз Тито. «Дом цветов» входит в музейный комплекс «Музей югославской истории».