Общие сведения о стране

Официальное название:

Исламская Республика Афганистан

Столица:

Кабул

Официальный язык:

Пушту, дари.

Время:

Часовой пояс UTC+4:30. Разница во времени между Афганистаном и Москвой: +30 мин.

Валюта:

Официальная валюта — Афгани.

Климат:

Климат Афганистана субтропический континентальный, холодный зимой и сухой, жаркий летом. Средние температуры и количество осадков изменяются с высотой: зимой от +8 до –20 °C и ниже, летом от +32 до 0 °C. В пустынях выпадает 40—50 мм осадков в год, на плоскогорьях — от 200 до 250 мм, на наветренных склонах Гиндукуша — от 400 до 600 мм, на юго-востоке Афганистана, куда проникают муссоны с Индийского океана, около 800 мм. Максимум осадков приходится на зиму и весну. На высоте 3000—5000 м снежный покров держится 6—8 месяцев, выше — ледники.

Транспортное
сообщение с Россией:

Автомобильный транспорт (транзит через Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан), авиатранспорт (еженедельные рейсы А/К «Ариана» Кабул – Москва – Кабул).

 

Требования въезда, пребывания и транзитного проезда

Визовые вопросы:

До сих пор вопросы, связанные с порядком въезда и пребывания иностранцев в Афганистане, регламентируются Законом «О поездках и пребывании иностранных граждан в Афганистане», принятым еще указом Революционного совета Демократической Республики Афганистан в 1982 г. Ни в годы «моджахедской смуты», ни в период правления талибов данный Закон не претерпел изменений, хотя некоторые его положения утратили свою актуальность. В своем нынешнем виде Закон состоит из 8 разделов, 61 статьи. Новому афганскому правительству и парламенту еще предстоит привести его в соответствие с действующими реалиями.

В 2004 г., в связи с некоторыми недочетами в работе по выдаче иностранцам афганских виз (например, отсутствие в визе отметки о цели поездки и др.), МИД Переходного Исламского Государства Афганистан направил всем дипломатическим и консульским представительствам за рубежом циркуляр № 3986 от 26.09.2004 г. (что соответствует 5-му числу 7-го месяца 1383 года по афганскому календарю), в котором дано указание руководствоваться в практической работе данным Законом как основополагающим. Особое внимание в циркуляре уделено статьям 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 12 второго раздела Закона, посвященным определению различных видов виз в зависимости от цели поездки иностранных граждан.

Итак, в соответствии с действующим афганским законодательством существуют следующие виды афганских виз.
Въездная («виза-е воруди») — выдается иностранным гражданам в дипломатических и консульских представительствах за рубежом, а также, при заранее полученном согласии МИД Афганистана, соответствующими органами международных аэропортов по прилету иностранцев. Срок ее действия — 15 дней. Владельцы въездной визы обязаны при выезде из Афганистана получать в соответствующих инстанциях выездные визы. Для продления въездной визы необходимо согласие МИД Афганистана. Въездная виза может быть выдана владельцам дипломатических и служебных паспортов, прибывающих в Афганистан с туристической целью. В особых случаях въездная виза выдается туристам некоторых зарубежных стран.

Въездная рабочая («виза-е воруди-е кар») — выдается только дипломатическими и консульскими представительствами за рубежом иностранным гражданам, направляющимся в Афганистан для работы в сфере торговли, промышленности, в государственных и неправительственных организациях, диппредставительствах, консульских учреждениях, агентствах ООН и т.п. Продление визы осуществляется в МВД Афганистана согласно обращению афганского купца (либо другого приглашающего лица) на основе действующей торговой лицензии, заверенной в Министерстве торговли и промышленности Афганистана (Минторг). Членам семьи и сопровождающим лицам въездная рабочая виза выдается также в МВД при согласии Минторга.

Въездная нерабочая («виза-е воруди бедун-е кар») — выдается зарубежными дипломатическими и консульскими представительствами иностранным гражданам, прибывающим в Афганистан на учебу, лечение, для посещения родственников, проведения религиозных обрядов, участия в международных конференциях и семинарах, государственных официальных приемах, научных, культурных, спортивных и других общественных мероприятиях. Въездная нерабочая виза также может быть выдана членам семей иностранных граждан, прибывших в Афганистан по въездной рабочей визе. Срок действия такой визы определяется и продлевается согласно письменному обращению соответствующего органа.

Транзитная («виза-е транзит») — выдается дипломатическими и консульскими представительствами за рубежом или ответственными лицами международных аэропортов, при согласии МИД, иностранным гражданам, следующим через Афганистан транзитом. Срок действия такой визы для направляющихся воздушным путем — 72 часа, наземным — 7 суток со дня пересечения афганской границы. Срок действия транзитной визы продлению не подлежит, кроме случаев, оговоренных в настоящем Законе (болезнь иностранного гражданина либо смерть его родственника). При продлении транзитной визы иностранный гражданин обязан получать выездную визу.

Двукратная транзитная («виза-е дабл транзит») — выдается иностранным гражданам тех государств, с которыми Афганистан подписал соглашения на основе принципа взаимности, если эти граждане дважды пересекают афганскую территорию транзитом. Срок действия такой визы и условия продления определяются теми же требованиями, что и для транзитной визы.

Туристическая («виза-е саяхат») — эта виза выдается иностранцам, направляющимся с целью отдыха или посещения туристических мест, дипломатическими и консульскими представительствами Афганистана за рубежом, а также, при согласии МИД, компетентными органами международных аэропортов. Срок действия туристической визы — до 1 месяца, считая со дня прибытия. Владелец туристической визы после окончания срока ее действия без получения выездной визы должен покинуть Афганистан. В случае обращения туриста и предоставления справки соответствующим турагентством, он может продлить визу еще на срок до 2 месяцев. Таким образом, максимально возможный срок действия туристической визы — 3 месяца. При продлении туристической визы иностранный гражданин обязан получить в МВД выездную визу для выезда из страны.

Многократная («виза-е касир-аль-мосаферат») — выдается компетентными органами афганского правительства гражданам тех государств, с которыми Афганистан имеет соответствующие двусторонние соглашения, подписанные на основе принципа взаимности. Многократная виза может быть выдана сотрудникам зарубежных организаций, членам экипажей воздушных транспортных средств, иностранным водителям и их помощникам. Срок многократной визы составляет от 3 до 6 месяцев.

Кроме того, в соответствии со статьями второго раздела Закона, не упомянутыми в указанном циркуляре МИД ПИГА, существуют следующие визы.

Для проживания («виза-е акамат») — выдается иностранным гражданам, уже обладающим въездной, въездной рабочей, въездной нерабочей либо продленной транзитной визой. Такая виза выдается компетентными афганскими органами на срок от 1 месяца до 1 года и при официальном обращении подлежит продлению.

Въездная-выездная («виза-е рафт-о-амад») — выдается компетентными органами членам семьи, глава которой уже имеет визу для проживания, полученную на основе въездной рабочей или въездной нерабочей визы. Срок действия каждой въездной-выездной визы составляет от 1 до 3 месяцев. В особых случаях въездная/выездная виза может быть выдана туристам при обращении соответствующих турагентств.

Выездная («виза-е хоруджи») — срок действия от 1 дня до 1 недели, выдается иностранным лицам, имеющим въездные, въездные рабочие, въездные нерабочие, а также транзитные визы с продленным сроком действия. При необходимости выездная виза подлежит продлению.

«Необходимая» («виза-е лазема») — выдается иностранному гражданину в случае оформления им афганского гражданства.

Согласно 16-й статьи Закона, виза, выданная, но не использованная в течение 3 месяцев, считается аннулированной.

Примечательно, что в Законе не отражены как таковые понятия дипломатической или служебной визы. Косвенно об этом упоминается лишь в пятом разделе Закона, посвященном компетентности ведомств и организаций. В частности, в 36-й статье указывается, что выдача виз владельцам дипломатических, служебных и других специальных паспортов является исключительно прерогативой МИД Афганистана.

Важно подчеркнуть, что многие положения Закона на практике не соблюдаются. Сотрудники консульских отделов афганских представительств за рубежом, оказываясь в нестандартных ситуациях, не оговоренных Законом, зачастую вынуждены принимать решения по своему усмотрению. Это продиктовано современными требованиями и высокими темпами развития международных отношений, что еще раз свидетельствует о необходимости пересмотра и доработки указанного Закона соответствующими афганскими институтами власти.

Действительность паспорта:

Обычно всем гражданам Афганистана для поездок за рубеж выдается туристический (заграничный) паспорт. Паспорт старого образца выдавался сроком на пять лет, нового образца выдается на один год с последующим продлением. Дети в возрасте от 1 года до 18 лет, выезжающие за пределы страны вместе со своими родителями, вносятся в паспорт одного из них. Также паспорт может выдаваться ребенку в возрасте старше 7 лет в том случае, если он выезжает за границу на лечение.

В некоторых случаях для супружеских пар, принимая во внимание законы шариата, может выдаваться один паспорт, владельцем которого является супруг, а его супруга вносится в этот паспорт на отдельную страницу. Для студентов, которые выезжают на длительный срок обучения (более 5 лет) в другие страны, выдается студенческий паспорт.

Помимо вышеупомянутых паспортов в Афганистане существуют дипломатические, служебные и коммерческие паспорта. Дипломатические паспорта в соответствии с существующей практикой выдаются нижеследующим категориям госслужащих:

- членам Кабинета министров в ранге не ниже министра для официальных, рабочих либо частных поездок за границу;
- сотрудникам министерств и ведомств, занимающим должности заместителей руководителей госучреждений, для официальных и рабочих поездок за границу;
- депутатам и сенаторам афганского парламента для совершения официальных и рабочих поездок за границу (при этом руководителям обеих палат и для частных поездок за рубеж);
- офицерам высшего звена Минобороны и МВД в звании не ниже генерал-полковника только для официальных или рабочих поездок;
- дипломатическим сотрудникам МИДа;
- известным общественным деятелям национального уровня при наличии специального распоряжения.

Распоряжения о выдаче дипломатических паспортов афганским гражданам входит в исключительные полномочия Президента либо Министра иностранных дел Афганистана. Срок действия дипломатического паспорта — 3 года с последующим продлением на дополнительные сроки.

Служебные паспорта выдаются Министерством иностранных дел ИРА сроком на 5 лет исключительно служащим государственных ведомств и учреждений на основании поданных заявок этими учреждениями для служебных поездок за границу.

Коммерческие паспорта оформляются МВД ИРА для частных предпринимателей сроком на 5 лет на основании заявки Минторга. Для получения этого паспорта частный предприниматель должен лично обратиться в Минторг с заявлением о выдаче ему коммерческого паспорта, к которому прилагается его лицензия на частную предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что эта лицензия оформляется и выдается Минторгом Афганистана. Коммерческий паспорт позволяет афганским купцам наравне с другими владельцами загранпаспортов выезжать за пределы своей страны для ведения бизнеса.

Таким образом, в Афганистане сложилась общепринятая практика оформления загранпаспортов. Что касается степени защищенности афганских загранпаспортов, то она по-прежнему остается на весьма низком уровне, что не исключает возможностей и случаев подделки этих паспортов.

Таможенный
контроль:

Таможенная политика (ТП) Афганистана является составной частью внутренней и внешней политики страны. Она определяет порядок и условия прохождения экспортно/импортных грузов и транспортных средств через таможенные границы ИРА.

Основными нормативными документами, регламентирующими работу таможенных органов ИРА, являются закон «О таможне», вступивший в силу 4 апреля 2005 года, пакет ведомственных инструкций и таможенный тариф.

Действующий закон «О таможне» принят в соответствии со статьей 42 Конституции Афганистана. Он регламентирует порядок взимания таможенных сборов в пользу государства, устанавливает рамки полномочий и обязанности сотрудников таможни, порядок досмотра, таможенного сопровождения и оформления товаров. В нем определен перечень возможных таможенных нарушений и меры ответственности за их совершение. Этот документ призван регулировать взаимоотношения таможенных органов ИРА с государственными и частными организациями, а также способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества Афганистана с другими странами.

Закон состоит из 16 глав, 193 статей.
Глава 1 «Общие положения». В первых двух статьях дается формулировка основных целей закона и оговаривается, что ответственность за его исполнение и взимание таможенных сборов возлагается на Министерство финансов Афганистана. В третьей статье дается пояснение значений терминов, применяемых в тексте закона. Пятая и шестая статьи определяют таможенное пространство страны (наземное, воздушное, водное) и дают определение таможенным зонам страны (устанавливаются по решению Минфина ИРА в районах погранпереходов, других местах, оборудованных для проведения таможенных процедур и временного хранения товаров). В седьмой статье сформулированы функциональные полномочия сотрудников таможенных органов.

Глава 2 «Таможенная служба» регламентирует структуру, обязанности (в том числе соблюдение режима секретности) и порядок работы таможенных органов. Статья 8 определяет, что таможенная служба Афганистана является структурным подразделением Министерства финансов ИРА и состоит из Главного таможенного управления, региональных таможенных управлений и отдельных таможенных пунктов. Эта же статья определяет порядок назначения руководящего состава таможенной службы. Статья 14 устанавливает порядок досмотра грузов. 15 определяет права и обязанности импортеров и экспортеров. Статья 16 регламентирует брокерское дело. Статьи 17 и 18 разъясняют порядок принятия и изменения решений в отношении таможенных грузов и декларантов.

Глава 3 касается порядка рассмотрения претензий.

Глава 4 формулирует понятие таможенного тарифа и устанавливает порядок таможенной оценки стоимости товаров. Таможенный тариф — документ, в котором определены размеры таможенных пошлин на импортные и экспортные товары согласно их тарифной классификации. Тариф разрабатывается Главным таможенным управлением Афганистана и утверждается Министром финансов ИРА.

Глава 5 регламентирует применение таможенных преференций (уменьшение размера таможенных платежей, частичное или полное освобождение от их уплаты, предоставление отсрочки таможенного платежа).

Глава 6 «Происхождение товаров» определяет принадлежность товара конкретной стране — ее производителю.

Главы 7, 8 , 9, 11 и 12 устанавливают алгоритм предъявления, оформления (декларирования), а также хранения товаров и транспортных средств на складах временного хранения (СВХ).

В главе 10 описываются таможенные процедуры, регламентируется изменение статуса товаров после их таможенной очистки (приобретение статуса местного товара), порядок таможенного сопровождения льготно-растаможенных товаров. В статье 67 рассматриваются возможные варианты определения общей стоимости так называемого смешанного груза (т.е. представленного разными тарифно-классификационными товарными группами). Смешанный груз либо условно делится на части согласно классификационным позициям тарифа, каждая часть которого отдельно декларируется и оплачивается, либо весь груз оформляется по максимальной тарифной ставке из размера ставок, применяемых к товарам, включенным в конкретный смешанный груз.

Глава 13 «Таможенные сборы» определяет номенклатуру товаров и порядок взимания пошлин, сборов за их оформление, а также штрафные санкции за нарушение положений данного закона. Статьей 137 предусматривается порядок предоставления платежных гарантий юридическими лицами.

Глава 14 «Таможенные нарушения» делит все нарушения на две группы: административные нарушения, связанные с нарушением любой из статей данного закона, за исключением статьи 170, и нарушения, связанные с контрабандой товаров (ст. 170 настоящего закона).

Глава 15 предписывает порядок распределения доходов, полученных Минфином ИРА от таможенных сборов, и выплаты премий за предоставление информации о таможенных нарушениях.

Глава 16 «Прочее» описывает другие таможенные вопросы, не предусмотренные положениями предыдущих пятнадцати статей.

Реформирование таможенной системы и унификация ее правил с действующими мировыми стандартами позволит Афганистану постепенно интегрироваться в региональную и мировую торгово-промышленную кооперацию. Продолжающееся реформирование афганской таможенной системы должно оказать влияние на снижение роли теневого сектора в экономике страны. Особенно это касается такой глобальной проблемы как производство и контрабанда афганских наркотиков, объем которых на мировом рынке составляет до 90 % всего мирового производства.

О вывозе природных ископаемых. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов и зависимости афганской государственной программы развития страны от финансовой помощи международного сообщества, правительство ИРА предпринимает определенные усилия по изысканию альтернативных финансовых источников.

Опираясь на оценочные и прогнозные данные иностранных экспертов о запасах природных ископаемых, расположенных в недрах ИРА, афганское правительство рассчитывает на то, что освоение местных месторождений позволит не только удовлетворять потребности внутреннего рынка, но и извлекать доходы, которые в стоимостном выражении могут покрыть до 75–80 % расходов на экономическое развитие страны.

Реализацию таких планов афганское руководство пытается осуществить в основном за счет инвестиций, в том числе иностранных. По этой причине в стране проводится целенаправленная работа по созданию предпосылок для улучшения инвестиционного климата.

Для этих же целей в 2005 году был принят ряд законодательных актов, в том числе законы о частных инвестициях и об углеводородах.

Третьим важным в этой области документом, который был принят в виде Указа Президента Правительством ИРА в декабре 2005 г., является закон «О природных ископаемых» (Minerals Law of Afghanistan). Этот закон призван регулировать предпринимательскую деятельность по разведке запасов афганских природных ископаемых, а также освоению таких месторождений и их последующей эксплуатации.

Данный закон закрепляет за государством право собственности на полезные ископаемые, расположенные как на поверхности территории ИРА, так и в ее недрах, а также на осуществление контролирующих функций за выполнением работ в этом секторе афганской экономики.

Основные положения данного закона, регламентирующие порядок организации и проведения геологоразведочных работ, добычи, переработки, налогообложения, реализации на внутреннем рынке и экспорте продукции горнодобывающей промышленности, сформулированы в 12 главах.

Экспорт продукции, добываемой и/или перерабатываемой инвестором в рамках реализуемого им проекта, возможен в соответствии с данным законом при условии получения соответствующего разрешения от министерства и действующим в стране таможенным законодательством.

Для вывоза из страны драгоценных, полудрагоценных камней или других минералов при министерстве горных дел Афганистана создана компания «Афган саньг», которая занимается оформлением документов на вывоз упомянутых минералов как для частных лиц, так и для афганских и иностранных компаний. Следует отметить, что согласно действующему законодательству 15 % от стоимости вывозимых минералов необходимо выплатить министерству горных дел и 7 % — министерству финансов (таможенная пошлина).

 

Вопросы безопасности путешественника

Террористические угрозы:

Ввиду сложной военно-политической обстановки и высокого уровня террористических угроз туристические поездки в Афганистан совершать настоятельно не рекомендуется.

Преступность:

Криминогенная обстановка также довольна напряженная.

 

Дополнительная информация

Деловой климат:

Несмотря на то что правовая система Афганистана находится пока в стадии становления, после принятия «Закона о внутреннем и иностранном инвестировании» (октябрь 2005 г.) сложилась относительно устойчивая процедура оформления лицензий на ведение коммерческой деятельности в Афганистане. Предприниматель, намеревающийся заниматься коммерческой деятельностью в Афганистане, должен подготовить следующие документы:
1. Письменное подтверждение из компетентных органов своего государства об отсутствии судимости и невыполненных долговых или иных денежных обязательств на территории своей страны.
2. Письменное подтверждение из любого банка своего государства о наличии на его счете денежных средств, которые в перспективе могут быть использованы в качестве уставного капитала компании.
3. Устав открываемой фирмы.
4. Данные на главу компании и первого заместителя (заверенный ксерокс паспорта, две фотографии на каждого).

Все указанные документы должны быть в обязательном порядке переведены на английский, а также пушту или дари языки и заверены в консульском отделе Посольства своей гражданской принадлежности. Кроме того, к моменту представления данных документов компания должна уже иметь свой офис в центре  Кабула (на окраине столицы, а также в провинциях иметь головной офис компании строго запрещается). Затем заявитель должен написать заявление на имя министра торговли и промышленности Исламской Республики Афганистан с просьбой выдать лицензию на ведение экономической деятельности возглавляемой им компании на территории Афганистана. Это заявление представляется в Отдел лицензирования Министерства торговли и промышленности ИРА (Минторг).

Перечисленные документы принимаются на рассмотрение Минторгом Афганистана и министр ставит на них резолюцию о необходимости получения у МИД ИРА подтверждения о намерении данной компании вести дела в Афганистане. Об этом информируют заявителя. Он должен обратиться в Посольство своей гражданской принадлежности с просьбой подготовить ноту в МИД Афганистана, в которой бы подтверждались намерения данной компании начать коммерческую деятельность на территории Афганистана. К ноте повторно прилагаются все указанные документы (можно копии, необязательно заверенные) и заявитель лично представляет ее в Департамент экономического сотрудничества МИД ИРА.
МИД Афганистана рассматривает обращение и готовит письмо для Минторга Афганистана, в котором он не возражает против выдачи лицензии компании, указанной в ноте. Это письмо, а также оригиналы необходимых документов, заявитель снова направляет в Отдел лицензирования Минторга ИРА.

На основании предоставленных документов Минторг Афганистана готовит в Министерство финансов ИРА (Секретариат Министра, Главное управление по налогам и сборам и Главное управление таможни), Главное управление полиции г. Кабул и Суд г. Кабул письма с уведомлением о намерении той или иной компании вести экономическую деятельность. После того как Министерство торговли и промышленности получает подтверждение из указанных органов о принятии данной фирмы на свой учет, об этом информируют заявителя.

С этого момента заявитель должен заплатить 450 (четыреста пятьдесят) долл. США и порядка 1000 (одна тысяча) афгани за бланк лицензии в «Да Афганистан Банк». За выполнение данной процедуры Банк взимает фактические расходы в размере 150—200 долл. США. Заявителю выдается квитанция об оплате всех сборов. Эта квитанция представляется в Отдел лицензирования Минторга Афганистана. На ее основании оформляется лицензия на ведение коммерческой деятельности в Афганистане. Получить лицензию может либо директор, либо его первый заместитель. Наряду с лицензией выдается также памятка о правилах выполнения лицензионных соглашений, первым требованием в которой указывается необходимость открытия в любом коммерческом банке Афганистана собственного счета. Компания обязана четко придерживаться всех положений памятки, в противном случае компанию могут лишить лицензии.

В 2006 году было создано агентство по поддержке инвестиций Afghan Investment Support Agency. Все иностранные компании, осуществляющие реализацию контрактов по экономическим проектам в ИРА, должны зарегистрироваться в этом агентстве.